Банки и банковские услуги: обзор современного рынка России

В двух словах обрисовать ситуацию на современном рынке банковских услуг в России практически невозможно. Клиенты постоянно сетуют на низкий уровень услуг, предоставляемых отечественными банками. Банки – на низкий уровень финансовой грамотности населения. Разобраться «кто прав, кто виноват?» действительно сложно. С одной стороны сложно трудно назвать деятельность российских коммерческих банков добросовестной. С другой - низкий уровень знаний в финансовой сфере отечественного потребителя рынка банковских услуг позволяет продавцам постоянно обманывать.
Предлагая различные бонусы, проводя акции, пользуясь всевозможными уловками, кредитные учреждения часто вводят клиентов в обман. Имея они хоть чуточку знаний или опыта, попасться на «банковский крючок» им уж точно бы не удалось. Со своей стороны банки жалуются на клиентов, которые, даже не прочтя кредитное соглашение, начинают требовать дополнительные мероприятия относительно их обслуживания. Ко всему прочему, негативный отпечаток на истории взаимоотношений между банками и клиентами в России нанес финансовый кризис, после которого было утрачено доверие в отношениях банк-клиент.

Чтобы понять, как на самом деле обстоят дела на российском рынке банковских услуг, специалисты предложили ряду коммерческих банков ответить на некоторые вопросы. На основании полученных ответов можно обрисовать реальное состояние отечественного рынка банковских продуктов и услуг.

Для начала ряд представителей российских банков попросили ответить на вопрос о росте заинтересованности россиян в банковских услугах. Действительно ли клиенты по-прежнему опасаются брать кредиты и хранить свои средства на банковских счетах?

В большинстве ответов на данный вопрос утверждается, что уже к 2011 году спрос на банковские продукты в стране достиг докризисного состояния. Доказательством тому является бьющий все рекорды спрос на потребительские кредиты, депозиты, ипотеку и интернет-банкинг. Люди активно берут кредиты, не боятся открывать карточные счета, класть деньги на депозиты в банках.

Второй вопрос, который задали эксперты участвующим в опросе банкирам, касался методов привлечения клиентов. Ответ был неоднозначным. Однако большинство участников опроса заявило, что максимального эффекта в области привлечения клиентов позволяет достичь ценовое стимулирование. Все, на что обращают внимание отечественные заемщики при оформлении кредитов в банках, это сумма первоначального взноса, сумма удорожания и размер комиссии. Что касается таких деталей, как наличие близости отделений банка или терминалов для дальнейшей оплаты кредитных взносов, срока рассмотрения заявки и т. п., то эти моменты пока второстепенны. Таким образом, главным стимулятором потребления банковских услуг в России является цена. Хотя банкиры не скрывают, что параллельно проведению стимулирующей ценовой политике они используют множество других способов завлечения новых клиентов в свои «сети». Например, проведение программ лояльности и предоставление скидок для клиентов с хорошей кредитной историей, снижение сроков рассмотрения заявки и отсутствие комиссий для заемщиков с действующим депозитным счетом, сокращение процентных ставок и упрощение оформления кредита корпоративным клиентам, дополнительные возможности клиентам с высокой платежеспособностью и прочие.

Третий момент, по которому можно охарактеризовать состояние российского рынка банковских услуг, это развитие рынка ипотеки. Задав банкирам вопрос о том, как обстоят дела с ипотечным рынком, и можно ли ожидать в ближайшее время снижения стоимости данного банковского продукты, получили неоднозначный ответ. Ставки по ипотеке так и не достигли докризисного уровня. Несмотря на это спрос на ипотеку вновь оживился: строительство недвижимости возобновлено, программы по предоставлению кредитов на покупку недвижимости становятся все более разнообразными, сроки рассмотрения заявок - все более короткими, а проверки клиентов - с каждым днем лояльнее.

Условия предоставления ипотечных кредитов, предложенных коммерческими банками, в России находятся примерно на одном уровне. Предметом для конкуренции в этой сфере является лишь дополнительный сервис.

Следующий момент, способный оценить состояние рынка банковских услуг, это развитие интернет-банкинга. Все больше российских банков могут похвастать наличием собственного интернет-банкинга. Последним действием для его полноценного развития является обучение россиян пользованию системой электронных платежей. Возможно, с ведением законодательства, запрещающего расплачиваться наличными средствами при совершении покупок на определенную сумму, наши соотечественники наконец научатся пользоваться карточными счетами не только для снятия наличных.